Версия для слабовидящих
A A A

«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Паспортом национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее - национальный проект) предусмотрено достижение к 2024 году целевого показателя по увеличению численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, до 25 млн. человек.

 

Приказом Минэкономразвития России от 23 апреля 2019 г. № 239 утверждена методика расчета показателя «Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» национального проекта (далее - методика).

Согласно методике расчет показателя Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» осуществляется как сумма следующих показателей:

- сумма среднесписочной численности работников юридических лиц;

- сумма среднесписочной численности работников индивидуальных предпринимателей;

- вновь созданные юридические лица;

- индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

- количество плательщиков налога на профессиональный доход.

Следует отметить, что методика расчета указанного показателя не предполагает учета личных подсобных хозяйств в численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства.

При этом, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года количество личных подсобных хозяйств (ЛПХ) составляет 23,5 млн единиц. Из них количество ЛПХ, целью производства которых является получение дополнительных или основных денежных средств, составляет 2,3 млн единиц, то есть указанные хозяйства фактически ведут производство товарной сельскохозяйственной продукции и являются потенциалом для организации малого и среднего предпринимательства в агропромышленном комплексе.

В соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее - Федеральный закон № 112-ФЗ) ЛПХ - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

ЛПХ ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно пункту 13 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению доходы физических лиц, получаемые от продажи выращенной в ЛПХ, находящихся на территории Российской Федерации, продукции животноводства (как в живом виде, так и продуктов убоя в сыром или переработанном виде), продукции растениеводства (как в натуральном, так и в переработанном виде).

Указанные доходы освобождаются от налогообложения при одновременном соблюдении следующих условий:

если общая площадь земельного участка (участков), который (которые) находится (одновременно находятся) на праве собственности и (или) ином праве физических лиц, не превышает максимального размера, установленного в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона № 112-ФЗ;

если ведение налогоплательщиком личного подсобного хозяйства на указанных участках осуществляется без привлечения в соответствии с трудовым законодательством наемных работников.

Пунктом 5 статьи 4 Федерального закона № 112-ФЗ установлено, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих ЛПХ, устанавливается в размере 0,5 га.

Таким образом, в случае превышения физическими лицами, ведущими ЛПХ порогов, установленных Кодексом, доходы от такого вида деятельности подлежат налогообложению в одном из следующих порядков:

- уплаты налога на доходы физических лиц в установленном порядке;

- уплаты налога лицом, зарегистрированным в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя, в размере, определенном для соответствующего режима налогообложения, в том числе единого сельскохозяйственного налога;

- уплаты единого сельскохозяйственного налога индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом;

- уплаты «Налога на профессиональный доход» физическим лицом, применяющим специальный налоговый режим.

Необходимо отметить, что начиная с 1 января 2019 года для физических лиц, так и индивидуальных предпринимателей, получающих доходы от деятельности, при осуществлении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам предусмотрена возможность применения
специального льготного режима налогообложения «Налога на профессиональный доход» (НПД), предусмотренного Федеральным законом от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)» (далее - Закон № 422-ФЗ). Согласно Закону № 422-ФЗ проведение эксперимента предусматривается до 31 декабря 2028 года. При этом физические лица вправе применять НПД в случае, если доходы от осуществляемой ими деятельности не превысили 2,4 млн рублей.